Главное меню

Полезно знать

В семье появился ребенок

 

Рождение ребенка - радостное и важное событие. Супруги, имеющие сына или дочь,- уже не просто муж и жена, они отец и мать своего ребенка, его воспитатели.

У некоторых родителей возникает вопрос: когда же начинать воспитание ребенка? Педагогическая наука отвечает: с первых дней его жизни. Именно в первые пять лет у детей формируются основы личности.

Собственно, воспитание новорожденного начинается независимо от воли и желания родителей: их отношение к ребенку, вся окружающая его обстановка, режим бодрствования, сна, кормления и многое другое - все это так или иначе влияет на малыша, оставляет те или иные следы в его сознании, закладывает определенные «кирпичики» в фундамент формирующейся личности. И совершенно ясно, что долг родителей заботиться о том, чтобы он с самого раннего возраста нормально развивался, получал правильное воспитание, рос хорошим, настоящим человеком.

 Для всестороннего развития ребенка важное значение имеет его здоровье. «В здоровом теле - здоровый дух»,- справедливо гласит русская народная пословица. Если малыш нормально питается и спит, соблюдает режим, достаточно бывает на свежем воздухе, то он обычно растет здоровым и крепким.





Однако одной заботой о физическом здоровье, конечно, нельзя ограничиваться. Чтобы ребенок вырос умным и знающим, трудолюбивым и высоконравственным человеком, необходимо воспитание, которое должны дать ему самые близкие люди - отец и мать.

Повседневное дружеское общение с детьми, чуткое и внимательное отношение к ним, интерес к их играм и другим занятиям,- взаимное доверие и уважение в семье - все это как нельзя лучше поможет родителям в их благородном деле

Дети в возрасте трех-семи лет много бегают, прыгают, возятся; это связано с тем, что они усиленно растут. Поэтому надо учитывать особенности возраста, нельзя требовать от пятилетнего здорового малыша, чтобы он все время «сидел спокойно и не мешал взрослым». Более того, целесообразно вовлекать его в посильные подвижные игры («салочки», «прятки»), приучая таким образом к выполнению правил, к определенной дисциплине.

Надо стараться расширять кругозор ребенка, развивать ощущения, восприятия, знакомя с доступными предметами, фактами, явлениями, объясняя их сходство и различия. Все это поможет ему стать более внимательным, наблюдательным и любознательным. Свою положительную роль окажут и разнообразные игрушки (наборы строительного материала, куклы, различные фигурки людей, животных).

Развитию наблюдательности, расширению знаний дошкольника способствуют доступные рассказы и беседы взрослых. Особенно полезно вести беседы, содержание которых увязывается с тем, что ребенок непосредственно видит вокруг себя - дома, в поле, в лесу. Однако перегружать его впечатлениями не следует.

Дошкольник, как правило, неутомим на вопросы: «Что это?», «Зачем?», «Почему?». Зная особенность его возраста, нельзя отмахиваться от вопросов и подавлять любознательность. Необходимо по возможности кратко и вразумительно ответить малышу, объяснить то, что его заинтересовало, а когда нужно, посоветовать самому подумать.

Надо проявлять снисходительность и в случае поломки игрушек. Ведь чаще всего это бывает из желания узнать, как они устроены, «что у них внутри», а отнюдь не нарочно, чтобы досадить родителям.

Умственное и всестороннее развитие ребенка, расширение его кругозора тесно связано с усвоением им родного языка, которому он учится, прежде всего, от своих родителей, окружающих людей. Этому помогают обычные разговоры родителей с детьми, чтение книжек для малышей, передачи радио и телевидения.

Родителям надо особенно внимательно следить за своим поведением, высказываниями в присутствии малыша, во всем подавать только хороший пример. Если ребенок матери отвечает грубо, удивляться здесь нечему, а следует сделать для себя правильный вывод.

Формированию высоких моральных качеств у детей-дошкольников способствуют рассказы взрослых в доступной форме о детских годах В. И. Ленина, о том, как он любил своих родителей, братьев и сестер, как он помогал старшим, дружил с товарищами, а также о хороших поступках сверстников, октябрят и пионеров.

Разъясняя ребенку, что хорошо и что плохо, надо вместе с тем предъявлять к нему конкретные требования, подсказывать, как поступать в том или ином случае (например: «Подай-ка дедушке валенки - он у нас старенький, ему самому трудно»), одобрять и поощрять положительные поступки («Вот молодец: сам убрал постель - наш помощник»), осуждать плохие и недостойные, но, разумеется, без применения физических наказаний.

Часто дети-дошкольники пытаются принять участие в труде старших, помочь им в работе по дому, во дворе, на огороде. Малыши любят говорить «я сам» и стараются самостоятельно делать то, что им по силам. Эти попытки заслуживают всяческого поощрения со стороны родителей.

Дошкольник отличается богатой фантазией: обычная палка для него может быть и лошадью, и ружьем, и саблей; стулья на полу - это или танк, или пароход, или ракета.

Если эти игры иногда и создают некоторые неудобства окружающим, надо все же с пониманием относиться к ним. Грубое вмешательство взрослых, разрушение иллюзий способно причинить ребенку большое горе, лишить его полезного занятия.

Заботясь о развитии ребенка, надо прививать любовь и интерес к родному краю, природе, к ее красоте. Совместные прогулки в лес, к реке, в поле, ознакомление с цветами, деревьями, птицами, рассказы о природе - все это будет содействовать воспитанию у ребенка чувства любви и привязанности к своим родным местам, поможет вырастить из него достойного гражданина своей Родины.

Н. МОНАХОВ,
кандидат педагогических наук

 


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить