Главное меню

Полезно знать

Ребенок учится говорить

 

Ни одно из умений не приходит к ребенку само по себе — все физическое и психическое развитие зависит от окружающих условий, от соответствующей «учебы», тренировки, то есть от ваших усилий. Но, пожалуй, ни в чем эта зависимость не проявляется так ярко, как в становлении речи.

Если бы ребенка окружало молчание, он бы никогда не заговорил. Если с ним говорят мало и неправильно, речь его развивается медленно, словарный запас беден. Если же на него обрушивают словесные каскады, без конца читают ему, побуждают осваивать слишком сложные слова — у него может возникнуть заикание или другие нарушения развития речи.

 Пока ваш малыш еще лежит в коляске, вам кажется, что до всего этого очень далеко. Но поверьте, не так длинна дорожка от первых «ату» до сложных фраз и даже до школьных отметок: ведь общее умственное развитие, умение правильно читать и писать во многом зависит от правильного и своевременного развития речи.

В раннем детстве мать — самый частый собеседник ребенка, и то, когда и как он заговорит, во многом зависит именно от нее.





С первых недель жизни ребенка старайтесь развивать его слуховое восприятие. Развлекайте малыша звучащей игрушкой, учите разыскивать невидимый источник звука, поворачивать головку в сторону погремушки, заставляя его не только прислушаться, но и разглядеть, откуда этот звук исходит. Неплохо, если время от времени в комнате будет раздаваться и музыка, конечно, мелодичная и не слишком громкая.

С первых месяцев жизни ребенок, выражая радость, произносит отдельные короткие звуки. Вы обратились к нему ласково: «Где наш маленький?», — и он отвечает: «Кхы-гы». Эти голосовые реакции к 4—5 месяцам переходят в «пение», которое обычно выражает удовольствие.

Малыш реагирует и на голос взрослого, воспринимая, разумеется, не смысл речи, а интонацию. Мама говорит певуче, ласково, нежно — значит, все отлично. Коротко, строго—что-то не так.

Строгость тона не означает резкость, раздражительность. Не заставляйте ребенка вздрагивать от громкого окрика, а постарайтесь привлечь его внимание к вашим словам, к выражению вашего лица.

Пока что разговоры с ребенком - это только ваши монологи. Но ведь научить слушать или хотя бы прислушиваться — это уже немало!

Отдельные слоги «ба», «ма», «па» ребенок обычно начинает произносить к шести месяцам. Такой лепет предваряет произнесение слов, тренирует органы артикуляции. Но это, конечно, еще не речь. Чтобы действительно заговорить, ребенок должен научиться понимать и согласовывать слово с его значением.

Показывая и называя 5—6-месячному малышу предмет, объясняя какое-либо действие, вы тем самым способствуете установлению связи между словом и предметом, между словом и действием.

Всех детей, например, привлекают часы. Сначала вы будете их показывать, давать послушать тиканье. А потом спросите: «Где часики?» Если они всегда стоят на одном и том же месте, 6—7-месячный ребенок повернет головку в этом направлении. А немного позднее он научится находить глазами часы, стоящие и в других местах, доступных его взору.

В этом же возрасте дети умеют по просьбе взрослого выполнять простые движения: «до свидания», «ладушки». Учите ребенка показывать носик, ушки, глазки у себя, у куклы. Такие игры, издавна предложенные народным опытом, действительно полезны — они исподволь подготавливают к пониманию речи.

Используйте в качестве «пособия» яркие игрушки. Покажите, например, ребенку, куда вы спрятали собачку, и попросите достать ее, затем научите находить игрушку среди других предметов. К 9—10 месяцам ребенок может находить несколько знакомых предметов и давать их взрослому по его просьбе.

Следует всячески стимулировать потребность ребенка общаться со взрослыми с помощью различных звуков, слогов, простых слов. Но сами не подражайте ему, не пользуйтесь в своей речи столь умилительными для вас детскими «би-би» и «ту-ту». Или уж, во всяком случае, сочетайте их с переводом «вот машина — би-би» или «поезд — ту-ту». Это необходимо, чтобы ребенок смог вовремя перейти на обычный язык.

При кормлении, умывании, укладывании спать, одевании называйте свои действия, говорите: «Открой ротик, дай ручку, садись, ложись в кроватку, одевайся, сейчас пойдем гулять».

Вам надо называть ребенка по имени, чтобы он привыкал к этому обращению, называть имена взрослых членов семьи. На вопрос «Где мама?» ребенок должен повернуть головку к маме или показать на нее глазками, должен понять, что это значит, когда говорят: «Анечка пришла» или «Папа, иди к нам».

Значение слов «дай», «нельзя», «возьми» ребенок усваивает с 10—11 месяцев. К году он уже знает около десятка слов и, наверно, обрадует вас вполне сознательно произнесенным «мама».

Мама! Как часто будет потом звучать в его устах это слово. Как много в нем может появиться оттенков — и радость, и просьба, и вопрос, и призыв на помощь, и восхищение, и уважение, и нежность!

Чтобы все это было, чтобы сын или дочь, для которых сегодня вы главная опора, со временем стали опорой для вас, надо очень много трудиться, надо всю душу вложить в их воспитание.

Но пока мы обсуждаем лишь одну проблему — развитие речи. Учтите, что дети очень восприимчивы к интонациям. Крикливая, раздраженная речь в присутствии детей недопустима, даже если предмет разговора их не касается и сути его они не понимают. Всем взрослым надо в этом отношении очень следить за собой. Это, кстати, пойдет на пользу им самим!


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить