Главное меню

Полезно знать

Воспитании чувств в ребенке

 

Еще один существенный фактор в воспитании чувств — тренировка способности тормозить и отсрочивать исполнение своих желаний.

В самом деле, внутриутробное существование приучило ребенка получать все сразу и в готовом виде. Родится он, по существу, потребителем и лишь постепенно начинает постигать, что для того, чтобы получить нечто желанное, надо потрудиться.

Уже первые попытки завладеть погремушкой требуют известных усилий и сноровки: получение «награды» в виде звука приходит с некоторой задержкой. Позднее «награда», конечный результат, еще более отдаляется от начала действия. Эта задержка в получении удовлетворения, умение ждать и преодолевать препятствия ради достижения цели и являются зачатком механизма воли.

 





Не надо стремиться к тому, чтобы любое, даже еще не высказанное желание ребенка моментально удовлетворялось, чтобы миг желания становился мигом осуществления. Дистанция здесь необходима — это время тренировки тормозных процессов, становления волевых качеств. Но, конечно, задержка эта должна быть подкреплена пониманием ее необходимости, обоснованности, целесообразности.

Идет ли речь о шоколадке или мороженом, которые вы разрешаете трехлетнему ребенку съесть не до, а после обеда, или о велосипеде, который вы считаете возможным купить 15-летнему сыну не в этом, а в будущем году,— всегда надо в форме, доступной возрасту, объяснить, почему разумнее сделать именно так.

Для тренировки волевых механизмов очень важно сочетание двух условий: обеспечить ребенку успех в достижении цели и постепенно, в разумных пределах, увеличивать трудности ее достижения.

Это правило, не теряющее своего значения и для первоклассника, и для подростка, и даже для студента, должно соблюдаться уже на самых ранних этапах воспитания, то есть с первых месяцев жизни. Конечно, оно требует от родителей обдуманных действий, внимательного отношения ко всем, казалось бы, малозначительным деталям жизни ребенка.

...Вы подарили годовалому малышу заводную машину, с которой он еще совершенно не в силах справиться: раз-другой попытался повернуть ключик — ничего не получается. И либо бросил игрушку, либо настойчиво требует, чтобы ему заводили взрослые. Зря вы поспешили! Через полгода-год он уже мог бы, постаравшись, завести ее и получил бы вдвое больше удовольствия: не только от созерцания бегущей машины, но и от предшествующей работы. А суть как раз в том и состоит, чтобы постепенно, путем усилий и удач, радость от достижения цели переносилась на сам процесс ее достижения. Чтобы интересно и приятно было, допустим, не только получить пятерку за решенную задачу, но и решать ее; не только услышать родительскую похвалу за какую-то самостоятельно сделанную работу, но и делать ее.

Культура чувств — понятие очень широкое. Но, все же, воспитывая ребенка и оценивая свои успехи как воспитателя, можно опираться на некоторые основные критерии.

Постарайтесь проследить, умеет ли ваш ребенок сдерживать гнев; проявляет ли сочувствие, видя чью-то беду, стремится ли оказать помощь; обладает ли чувством собственного достоинства и как его проявляет; легко ли вступает в контакты с другими детьми и взрослыми.

Родители часто недооценивают значение контактности ребенка, его дружелюбия, умения входить в коллектив. А ведь это—очень важные свойства характера.

О воспитании самообладания, сдержанности, скромности, о формировании эстетических чувств говорят часто. Хочется напомнить еще об одном слагаемом в палитре человеческих эмоций: о чувстве юмора. Оно не только скрашивает жизнь, делает приятным общение. Юмор подчас выполняет роль регулирующего клапана, который сбрасывает излишнее напряжение, способствуя сохранению нервного равновесия.

Бели в семье умеют юмористически воспринять какие-то ситуации, обыграть их, ребенок приучается понимать и ценить шутку; значит, в какие-то моменты он сумеет уместным словом, шутливым жестом разрядить собственное напряжение, предупредить какой-то мелкий конфликт. Согласитесь, что это очень ему поможет в жизни!

Дети вообще очень чутко реагируют на моральную атмосферу, царящую в семье, воспринимают стиль эмоциональных реакций, присущий взрослым, оттенки их поведения.

Для многих детей сознательное управление своими чувствами начинается с подражания. Родителям никогда нельзя забывать о том, что их поступки, выражения, интонации отражаются в зеркале эмоционального восприятия ребенка. Отражаются и воспроизводятся...

Конечно, мы учимся и воспитываем себя всю жизнь. Но основы характера все-таки закладываются в детстве. И надо с величайшим вниманием относиться к эмоциональной жизни ребенка, направлять ее, воспитывать культуру чувств.

 

Ю. А. МАКАРЕНКО,

доктор медицинских наук


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить