Главное меню

Полезно знать

Как любить детей

 

Мы — молодые родители, и у нас еще слишком мало опыта, чтобы ответить на вопрос «Как любить детей». Мы сами об этом много думаем и очень хотели бы прочесть на страницах журнала об остро волнующей нас проблеме. Ведь, не правда ли, ребенок хочет гораздо больше, чем ему можно позволить. Как поступать в таких ситуациях? Как вообще воспитывать его желания?

Виктор и Галина ПЕТЕРС

Надо ли удовлетворять все желания ребенка и как их удовлетворять? Это в конечном итоге один из важнейших вопросов воспитания, ибо от его решения зависит формирование жизненных установок будущего человека, его умение соотносить свои желания с собственными возможностями и с интересами других людей. И даже еще шире: от этого зависит, что станет основным стимулом его поступков — нетерпеливое «хочу» или спокойно взвешенное «должен».

 





Проблема чувства и долга, страсти и рассудка—очень давняя проблема. К чувствам нередко относились подозрительно, даже с опаской. Их называли нашими тиранами, призывали душить и обуздывать...

В этом ли обуздывании смысл воспитания? Педагог и психолог, вероятно, скажут: нет. Я смотрю на проблему глазами физиолога и тоже говорю: нет. Чувства, влечения, эмоции дают мощный заряд энергии коре головного мозга, этому высшему регулирующему центру человеческого организма. Они лежат в основе восприятия окружающего мира и его преобразования, в основе всей творческой деятельности человека. Без них не только трудно и скучно, без них почти невозможно существовать!

И задача воспитателя — не подавлять чувства, а правильно их формировать. Древнегреческий философ Аристипп говорил: «Властвует над страстями не тот, кто совсем воздерживается от них, но тот, кто пользуется ими так, как управляют кораблем или конем, то есть направляет их туда, куда нужно и полезно».

Высшая цель воспитания в том, чтобы чувства и разум не входили в противоречие, чтобы понятия «хочу» и «должен» максимально совпадали.

Для человека с такими жизненными установками менее страшны эмоциональные стрессы. V него больше гарантий быть здоровым и счастливым, больше возможностей добиваться успеха в любой сфере деятельности, И надо стремиться воспитать ребенка именно таким!

Не будет преувеличением, если мы скажем, что воспитание чувств должно начинаться тогда же, когда начинается забота о здоровье ребенка, то есть еще до его рождения.

Прежде всего, ребенок должен быть желанным. Самодеятельные и, как правило, безуспешные попытки прервать беременность всегда таят непосредственную угрозу для здоровья матери, а для будущего малыша — опасность врожденного нервно-психического заболевания, умственной отсталости. В бурный и динамичный период внутриутробного развития огромное значение имеют эмоциональное состояние матери, ее настроение, окружающая ее семейная атмосфера.

Недавно были проведены весьма показательные эксперименты на животных: беременных самок периодически вынимали из клетки и брали на руки. Процедура, казалось бы, безобидная, так как боли им не причиняли. Однако они каждый раз нервничали, пугались, и это сказалось на потомстве, отличавшемся повышенной возбудимостью и нервозностью по сравнению со зверьками, матери которых не перенесли эмоционального стресса.

Конечно, психика человека богаче, сложнее и пластичнее психики животного, и в каждом конкретном случае нельзя предвидеть, как скажутся и скажутся ли вообще на будущем ребенке эмоции матери, ее радости, огорчения, тревоги. Но что в принципе такая зависимость существует, нет никакого сомнения.

И вот рождается человек, а вместе с ним проблема воспитания уже в самом конкретном значении этого слова. Новорожденного можно уподобить незавершенной скульптуре: он является на свет с преобладанием одного нервного процесса—возбуждения. Все высшее, все собственно человеческое высекается в нем резцом торможения. Действуют же этим резцом родители, воспитатели, педагоги.

Родительский запрет «нельзя» и понимание этого запрета, пожалуй, первый урок на стезе воспитания чувств. Но это не значит, что тренировать тормозные процессы надо запретом, и только запретом.

Давно замечено; что дети, которых чрезмерно ограничивают, к которым относятся слишком строго, вырастают угрюмыми, робкими, малоинициативными. Испытав в детстве дефицит тепла и нежности, они сами становятся черствыми, неспособными на нежные чувства.

Соблюдение насильно навязанного, непонятного ребенку запрета — лишь внешнее торможение какого-то желания. А само желание, сам эмоциональный заряд остаются. И это далеко не безразлично для нервной системы.

Вот почему всегда надо стараться, чтобы ребенок не только понял мотивы запрета, но и прочувствовал их, чтобы у него возникли собственные мысли, переживания, впечатления, которые помогут сдержать, затормозить нежелательное действие.

На языке физиолога это значит, что воспитывать надо не просто торможение, а тормозящее возбуждение, то есть одной эмоции противопоставить другую, более сильную.

В практической жизни решение такой задачи всегда разное—в зависимости от возраста ребенка, его характера, от самой ситуации, В одних случаях, полезно быстро переключить внимание, создать какой-то новый интерес. Этот прием чаще всего применим по отношению к ребенку раннего возраста — примерно до 3—4 лет. В других — вызвать образное представление последствии того или иного нежелательного поступка, апеллировать к чувству сострадания, жалости, справедливости или, может быть, стыда, неловкости, гордости, то есть ко всему тому, что мы относим к разряду высших социальных мотивов. Такие беседы, конечно, более успешны с детьми дошкольного и школьного возраста.


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить