Главное меню

Полезно знать

Эрзац-лечение

 

Религия во все времена видела в медицине соперницу и всячески стремилась ограничить ее влияние на верующих. По религиозным представлениям источником болезней являются сверхъестественные силы. А потому, мол, и борьба с недугами может быть успешной лишь при условии воздействия на эти силы. Так, блаженный Августин писал: «Все болезни христиан следует приписать демонам; главным образом они мучают только что крещеных христиан, не щадя даже невинных новорожденных младенцев». И основатель протестантизма Мартин Лютер утверждал: «Сатана производит все болезни, которым подвержен род человеческий, ибо он является властителем смерти».

 При таком подходе остается, правда, непонятной роль «всемилостивого и всемогущего вседержителя», который позволяет врагу рода человеческого портить людям жизнь. Впрочем, библейская книга Иова дает на сей счет кое-какие разъяснения. Оказывается, бог предоставляет сатане возможность поразить благочестивого Иову всеми мыслимыми болезнями для того, чтобы испытать его стойкость в вере. Религиозные проповедники часто используют это место книги Иова, говоря, что бог позволяет сатане играть здоровьем людей именно в испытательных целях. Служители культа не замечают или стараются не замечать, что ставят в неловкое положение того самого бога, который в силу присущего ему всеведения в любом случае заранее должен был бы знать, чем закончится эксперимент.

 Малоубедительным оказывается и другой вариант объяснения: дескать, болезни посылаются богом в наказание за грехи людей. Однако ведь страдают от болезней не только грешники, но и праведники! Не контролируемая разумом и практикой религиозная фантазия предпочитает, однако, не задумываться над логичностью своих концепций и объяснений. Она удовлетворяется и явно несостоятельными их суррогатами.

Особенно просто объясняет религия душевные болезни: в человека «вселился демон». Христианство с самого своего возникновения и вплоть до XVIII века навязывало представление, будто все психические заболевания — «одержимость» бесами.





В средневековом христианстве изгнание бесов (экзорцизм) было одной из важнейших функций священников, чудотворцев-целителей. Крестное знамение, чудотворная икона, разного рода реликвии и мощи святых угодников — все это должно было действовать на бесов терроризирующим образом и заставлять их покинуть больного

Вера в значение реликвий и мощей для исцеления держалась в католицизме и православии чрезвычайно упорно, несмотря на то, что известно много случаев, когда наглядно выявлялся самый беззастенчивый обман. Так, среди костей 11 тысяч девственниц-мучениц обнаруживались в большом количестве кости не только мужские, но даже... козьи; головы Иоанна Крестителя в немалом количестве хранились в разных церквах и монастырях, а терновые венцы Иисуса Христа исчислялись десятками.

Церковь в средние века организовала целую индустрию по производству «святых» предметов, призванных исцелять больного.

Например, в XV веке в странах Западной Европы выпускался большими сериями «Агнец божий» — освященный римским папой кусок воска, взятый якобы из пасхальных свечей и носящий на себе отпечаток ягненка. «Агнец божий» должен был помогать женщине во время родов. Среди верующих распространялись листки с изображением креста и надписью: «Сей крест представляет одну сороковую человеческого роста Христа: кто приложится к нему, тот может считать себя обеспеченным на семь дней от падучей болезни, апоплексии и внезапной смерти».

В 1858 году для католической церкви открылся новый неисчерпаемый источник доходов. После распространения выдумок о том, как некоей Бернадетте Субиру явилась богородица, на месте этого мифического события, происшедшего якобы в городе Лурде, был создан центр чудодейственного лечения всех болезней водой из «святого» источника. Ежегодно туда стекаются сотни тысяч легковерных, жаждущих исцеления. В 1958 году было шумно отпраздновано столетие со дня основания этого шарлатанского предприятия, которое до сих пор работает с полной нагрузкой.

Множество фактов и методов религиозно-магического врачевания знает и история православия. На службу были поставлены объявленные святыми источники, «нетленные» мощи, «чудотворные и явленные» иконы. Лечебное значение придается в православии и некоторым ритуалам самого культа — например, молебну «за здравие». Молебны посвящают и отдельным святым, считающимся целителями разных болезней. В православном религиозном обиходе числится большое количество таких «специалистов». До революции церковь регулярно выпускала и распространяла большими тиражами листки под заглавием «Сказание Киим Святым каковые благодати исцеления от бога даны и когда память их». В этом расписании приемных дней святых целителей Иоанн Предтеча фигурировал как окулист, святой Роман — как избавитель от «неплодства и бесчадия», Артемий — от «грыжной болезни», святомученик Кокон — от оспы, преподобный Марой — от «тресавичной болезни», святомученик Никита рекламировался как исцелитель младенцев «от родимца». А «винное запойство» и «блудные страсти» исцеляли святомученики Виифатий и Фомаида. Верующему надо было только знать, какому из святых служить молебен. В католической церкви специализация святых целителей была организована подобным же образом. Чтобы избавиться от опухоли, следовало смазать ее маслом из лампады, горящей у гроба святого Галла; лихорадка «излечивалась» водой, в которую было окунуто кольцо святого Реми. Страдающим эпилепсией следовало молиться святому Валентину, горловыми болезнями — Христофору, водянкой — Евпропию, глухотой - Овидию, ревматизмом — Гервазию, головной болью — Аполину и т. д.

Занимаясь своим знахарски - магическим лжеврачеванием и извлекая из него колоссальные доходы, церковь не жалела усилий для яростной борьбы против научной медицины и ее деятелей. Распространение христианства в начале нашей эры нанесло сильнейший удар по древней медицине, традиции которой восходили к Гиппократу, В средневековье не прекращались гонения на медиков. Им предъявляли обвинения в чернокнижничестве и союзе с дьяволом. Многие из них погибли на кострах инквизиции.

С точки зрения христианского благочестия считалось недопустимым вскрытие трупов. Это запрещение мотивировалось, с одной стороны, тем, что подвергавшийся вскрытию покойник не сможет в приличном виде предстать перед богом, а с другой стороны, отвращением церкви к пролитию крови. Той самой церкви, по призыву и с санкции которой человеческая кровь лилась потоками!

Интересно отметить, что и в наше время практика вскрытия трупов, широко распространенная во всем цивилизованном мире, стала мишенью для религиозного мракобесия. В государстве Израиль иудейские клерикалы ведут в течение последних лет ожесточенную кампанию травли патологоанатомов и судебно-медицинских экспертов. Их терроризируют угрозами физической расправы, шельмуют в печати и на собраниях. Клерикалы всеми силами добиваются от правительства Израиля издания закона, запрещающего анатомирование трупов. Средневековье повторяется...

В историю западных церквей позорной страницей вошла их борьба против прогрессивных методов медицины.

Католические и протестантские теологи Англии и Франции встретили в штыки открытый английским врачом Дженнером метод профилактики оспы. Борьба против оспенной прививки разгорелась и в США. Основной мотив церковников был таков: по своим симптомам осла похожа на ту болезнь, которую бог в свое время ниспослал праведнику Иову. Следовательно, оспу надо рассматривать как выражение божьей воли, бороться против которой — грех.

Примерно таким же образом аргументировали деятели церкви свое требование запретить применение хинина в лечебных целях, когда он в XVII веке был завезен в Европу из Южной Америки.

В наше время церковь, как правило, не выступает против врачей и медицины, понимая, что такие выступления ее только компрометируют. Тем не менее религиозное лжеврачевание практикуется довольно широко и сейчас. Но сознательный человек, дорожащий своим здоровьем и своим достоинством, не должен позволять обманывать себя.

Доктор философских наук
И. А. Крывелев


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить