Главное меню

Полезно знать

Многострадальная дверь...

 

Творчество наших читателей...

 Примелькавшийся призыв «будьте взаимно вежливы» полон, по существу, глубокого смысла: ведь если все люди, которые так или иначе вынуждены общаться друг с другом, например, покупатель и продавец, работник службы быта и клиент, водитель транспорта и пассажиры будут корректны и деликатны, скольких недоразумений удастся избежать, а главное — скольких бьющих по нервам волнений!

Бороться с неуважительным отношением к человеку, с грубостью, хамством — нелегко. Грубость — многолика. И нередко она проявляется как бы неосознанно, невзначай, без злонамеренности. Вот хотя бы такой пример.

Однажды предстоял мне междугородний телефонный разговор. Ждать на переговорном пункте пришлось долго. Зима, на улице сильный мороз, ветер. В зале ожидания зябко и неуютно. Дверь, впуская и выпуская посетителей, открывается и закрывается ежеминутно. И всякий раз—порция холода. Резкие удары наотмашь отпускаемой двери каждый раз отдаются гулким эхом, заставляя людей вздрагивать, морщиться. И, что удивительно, многие из них, уходя, сами хлопают дверью. Тех, кто старается придержать дверь, смягчив удар, оказывается ничтожно мало.





 Один из находившихся в зале пожилых людей, не выдержав, вежливо заметил только что вошедшей женщине: «Ну что вы так бьете?» Женщина прореагировала бурно, с каким-то напряженным изумлением: «Кого же я бью, вас, что ли? Да сидите уж вы! Тоже мне!»

И никто больше — ни слова. Одни стали с усиленным интересом рассматривать пейзаж за окном, другие уткнулись в газету, третьи подчеркнуто отрешенно от возникшей ситуации перешептывались между собой. Ну а дверь продолжала грохотать...

И только ли здесь? То же самое происходит каждодневно во многих учреждениях, подъездах домов, не говоря уже о вокзалах, столовых, закусочных. Не прикрываются подчас двери в суровое зимнее время, несмотря на умоляющие призывы: «Закрывайте ...», «Не хлопайте...». Такие записки-просьбы висят не только при входах в магазины, но и в аптеках, библиотеках, в иных учреждениях, где покой и тишина являются производственной необходимостью.

А разве не приходилось вам видеть двери, несущие на себе вполне недвусмысленные свидетельства того, что их открывали ногами? Именно так нередко попадают в свой дом жители молодежных общежитий. Если в одной руке — модный «дипломат», в другой — полиэтиленовый пакет с дисками или купленный по дороге батон—как-де прикажете поступить?

Последствия этого зла измеряются, конечно же, не только стоимостью преждевременно изношенных, разбитых дверей (хотя и это имеет значение). Не так давно пришлось мне быть свидетелем разговора между продавцами одного из магазинов. Магазин совсем небольшой, а входящих и выходящих из него покупателей много. И столько же, разумеется, ударов дверью. Ежечасно, ежеминутно, каждый день (магазин работает без выходных). Продавцы уверены, что чрезмерная усталость, головная боль к концу рабочего дня обусловлены именно этими ударами. Всякого рода дверные набойки, резиновые жгуты не эффективны. Просьбы к покупателям, предупреждения остаются втуне...

Приведенные примеры по сути своей универсальны: это лишь одно из самых наглядных проявлений неумения или нежелания считаться с другими людьми. А вариантов может быть множество: и радиоприемник или магнитофон, включенный на полную мощность, хотя известно, что за стеной — больной человек; и окурки, брошенные на только что подметенный тротуар; и сквернословие, и беспардонное «ты» незнакомому пожилому человеку...

Официальных санкций против подобных поступков не существует. Выполнение нравственных норм — дело совести каждого. А может быть, и нашей общей совести? Ведь держать нейтралитет по отношению к грубости — значит потакать ей.

В. Кондрашов, юрист


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить