Главное меню

Полезно знать

Психические заболевания и труд

 

У психических заболеваний есть одна важная особенность. Они нередко протекают приступообразно, и обострения сменяются ремиссиями, длящимися годы и даже десятилетия. В эти периоды больной успешно учится, овладевает специальностью, работает. Известно немало людей, которые были больны психически и, тем не менее, сделали открытия в науке, создали художественные ценности.

В последние годы возможности лечения психически больных значительно выросли, и многие из них практически выздоравливают, либо их состояние корригируется настолько, что они могут справляться с трудом, требующим специального образования и высокой квалификации.

 Очень многое в судьбе больных, в течении заболевания зависит от образа жизни, от того, как относятся к ним в семье и как складывается их трудовая деятельность.

Излишне было бы напоминать о том, что психически больные люди нуждаются в особо внимательном, чутком отношении. Но смысл этого бережного, чуткого подхода заключается не только в заботливом участии, в ласковом обращении, но и главным образом в рациональной организации жизни больного. Под этим мы подразумеваем правильный режим, посильную учебную нагрузку, обдуманное трудоустройство.





Бывает, что заболевание начинается еще в детстве, и тогда разумный педагогический подход становится буквально решающим для всей дальнейшей жизни больного.

Особого внимания требует не только ребенок, страдающий каким-либо явным, четко выраженным психическим расстройством, но и перенесший родовую травму, болевший в раннем детстве менингитом, арахноидитом.

Такие дети часто развиваются вполне нормально, ничем, как будто не отличаясь от своих здоровых сверстников. Однако в школьные годы последствия родовой травмы, перенесенного заболевания могут проявиться быстрой утомляемостью, забывчивостью, невнимательностью. «Мог бы учиться лучше; способный, но неусидчивый, рассеянный», — говорят о таком ребенке учителя.

Родители должны, призвав на помощь врача, постараться выяснить, обусловлено ли эта несерьезным отношением к школьным занятиям или последствиями болезни. И если врач найдет, что нервная система ребенка ослаблена, не следует из-за родительского тщеславия, ради того, чтобы горделиво говорить: «Наш ребенок — отличник», — добиваться от него только пятерок. Не сердитесь за тройку, если ваш сын или дочь старательно готовили уроки, но не смогли хорошо ответить или решить задачу. Когда родители требовательны чрезмерно, у ребенка возникает неверие в свои силы, чувство ущербности, не любовь, а отвращение к школьным занятиям.

Ребенка с ослабленной нервной системой не следует перегружать; главное, к чему надо стремиться, — воспитать у него добросовестное отношение к своим обязанностям.

К сожалению, не все больные дети могут учиться в школе, вести обычный образ жизни. Но даже и при тяжелом психическом заболевании необходимо как можно раньше приучать ребенка к самообслуживанию, прививать ему навыки домашнего труда. Ведь у таких больных особенно велика сила инерции, сложившегося стереотипа поведения. К чему приучены они с детства, тому и следуют подчас всю жизнь.

Мы наблюдали подростка, который прекрасно умел считать, быстро перемножал в уме двузначные цифры, но не знал, сколько стоит хлеб и не мог купить его в булочной. Это было не только следствием болезни, но и результатом неправильного воспитания. Жалея больного сына, родители полностью его обслуживали, даже одевали по утрам. На пользу ли шла ему такая жалость? Нет, конечно.

Чем раньше приучать больных к самообслуживанию и хотя бы элементарному домашнему труду, тем легче окажется их жизнь в будущем.

Особого внимания требует выбор профессии. Юноши и девушки, страдающие психическими заболеваниями, часто сами не в состоянии правильно оценить свои возможности. С большим упорством они стремятся приобрести такую специальность, с которой заведомо не смогут справиться.

Окончив школу и выбирая, в какое учебное заведение поступить, они нередко не задумываются над тем видом труда, к которому готовит данный вуз или техникум, не рассматривают свое учение как подготовку к избранной профессии. Иным больным легче учиться, запоминать учебный материал и сдавать экзамены, чем самостоятельно выполнять какую-либо работу. Вот и получается, что человек, к удивлению окружающих, блестяще сдает конкурсные экзамены, поступает в вуз, а затем бросает его, снова проходит по конкурсу в другой институт, успешно учится, но не доводит учение до конца и, следовательно, не может приступить к работе по специальности.

Есть вузы, обучение в которых противопоказано психически больному по состоянию здоровья. Однако нет-нет, да и случается, что установленные правила обходят. И помогают сыну или дочери в этом, к сожалению, родители. Такая помощь оборачивается огромным вредом молодому человеку, так как лишает его возможности вовремя приобрести реально доступную специальность.

Вспоминаются перипетии судьбы одного юноши, который находился на учете в районном психоневрологическом диспансере. Он упорно хотел получить юридическое образование. Но ему не следовало поступать именно в юридический институт, а надо было избрать другую специальность: по состоянию здоровья ему были доступны многие другие профессии. Тем не менее, родители отправили сына в другой город, где он, скрыв свое заболевание, поступил на юридический факультет, закончил его и стал работать. Но до поры до времени.

Заболевание проявилось, и возникли сомнения в его профессиональной пригодности. В дальнейшем события разворачивались так: последовала экспертиза, госпитализация; тщательное обследование подтвердило первоначальный диагноз; по силам молодому человеку оказался только канцелярский труд в избранной области. Конечно, это было для него серьезной травмой.

Направить больного на верный путь, убедить, что ему подойдет именно такая, а не иная профессия, бывает нелегко. Ведь настойчивый нажим со стороны семьи нередко вызывает негативную реакцию даже у здоровых юношей и девушек. Что же касается больных, то у них этот негативизм значительно резче. Действовать надо осторожно, исподволь, например, заблаговременно через друзей, знакомых «подбросить» нужную идею, натолкнуть на правильный выбор таким образом, чтобы молодому человеку показалось, будто он его сделал сам.

Понимаю, что такой совет легче дать, чем выполнить, но надо все же очень постараться, ибо вопрос трудоустройства — вопрос первостепенной важности для больного.

Препятствием для правильного выбора профессии иногда становится не повышенный уровень притязаний, а, наоборот, неадекватно низкая самооценка, когда без достаточных к тому оснований человек приходит к выводу, что он ни на что не способен, никому не нужен, боится, что не справится с самой простой работой. В таких случаях очень важно ободрить его, постараться, чтобы он поверил в свои возможности.

Больным, у которых часты колебания настроения, целесообразнее работать в маленьких коллективах, где легче создать необходимую обстановку. Им больше подходит труд, не требующий быстрого темпа, а такой, чтобы можно было при желании передохнуть, работать то быстрее, то медленнее.

А если человек находился некоторое время в больнице? Как и когда включаться в трудовую жизнь?

В иных семьях рассуждают так: в больнице сыну или дочери было тоскливо, пусть теперь дома отдохнет месяц-другой, а потом подумаем и о работе. Это неверно. После проведенного курса лечения больной обычно чувствует себя значительно лучше, он более вынослив, спокоен, доброжелательно относится к окружающим и в таком состоянии с большей готовностью начинает работать.

Если же на месяц-два предоставить его самому себе, он привыкнет поздно вставать, проводить весь день, лежа в постели с книгой или сеанс за сеансом смотреть кинофильмы, слушать радио, пластинки. Словом, закрепится определенный тип поведения, и тогда гораздо сложнее будет включиться в трудовую жизнь!

Надо сказать, что полностью нетрудоспособных психически больных немного, почти все могут выполнять какую-нибудь несложную работу дома либо в специальных мастерских. И при самых хороших материальных условиях семьи не надо отказываться от этого.

Трудовую деятельность можно сравнить с лекарством широкого спектра действия: она успокаивает нервную систему, помогает отвлечься от навязчивых мыслей, способствует воспитанию внимания, а главное — возвращает больному уверенность в своих силах, чувство причастности к жизни здоровых людей. Столь важное для этой категории больных критическое отношение к себе также формируется в труде, так как человек видит, какие из его действий привели к неудаче, какие оказались успешными.

С.Я.РУБИНШТЕЙН, доктор психологических наук


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить