Главное меню

Полезно знать

Уроки гигиенического воспитания

 

Каждый день в нашей стране садятся за парты 44,3 миллиона ребят. Российская школа не только учит — она воспитывает, формирует характер, прививает полезные навыки.

Выходя в жизнь, человек должен много знать и уметь. И, безусловно, он должен быть вооружен знаниями о том, как беречь и укреплять свое здоровье и здоровье своих близких, как противостоять вредным привычкам, правильно организовывать свой труд и отдых.

Сегодня мы рассказываем об опыте кабинета санитарного просвещения Челябинской городской санитарно-эпидемиологической станции, возглавившего пропаганду медицинских знаний среди школьников города.

 Известна истина: воспитывать человека надо с первых дней его жизни. Это относится и к гигиеническому воспитанию: то, что упущено в детстве, потом прививается с трудом. Потому воспитание гигиенических навыков мы и начинаем уже у дошкольников. А потом эстафету принимает школа. Занятия со школьниками ведутся по программе, которую мы назвали «Десятилеткой здоровья». Она включает 20 тем, начиная от профилактики кишечных инфекций и кончая гигиеной пола и культурой эмоций.





Делается это так: каждая школа 2 раза в год отдает нам первый урок, и в каждый класс приходит врач с плановой лекцией. Лекторская группа состоит из 60 врачей — в их числе работники санитарно-эпидемиологической станции, педиатры, невропатологи, хирурги, рентгенологи, лаборанты. Все они энтузиасты, работают на общественных началах.

Самое сложное — добиться, чтобы почерпнутые из этих лекций знания превратились в убеждения, повлияли на поведение ребят. Ведь очень часто бывает, что, выслушав все приводимые аргументы и запомнив их, ребенок по-прежнему не моет руки, не делает зарядку, ест на ходу. Почему? Что ему мешает, какие мотивы движут его поступками? Вот для такого анализа мы широко используем различные анкеты — интервью, сочинения, опросные листы. Они имеют и другую цель: заставить ребенка еще раз осмыслить все, что он узнал.

400 пятиклассников в своих сочинениях ответили на вопрос: «Что мне мешает безукоризненно соблюдать чистоту?»

«Да, вопрос не из легких, — признает Лена. — Чтобы ответить на него, надо проследить за собой. Я напишу честно, не буду врать. Моя причина самая распространенная — лень».

И действительно, в числе 300 причин, названных ребятами, 83 раза повторялось слово «лень». Еще 70 человек «просто забывают» соблюдать чистоту, а 8 свою лень называют более деликатно — «неаккуратность».

«Я никогда не могу быть чистым. Мне все почему-то мешает»,— пишет Игорь. А вот Витя считает неопрятность чертой мужского характера. Так и заявляет: «Я хожу грязный, потому что я мальчишка и у меня, как у других мальчишек, на чистоту не хватает времени».

А Егор свое сочинение уложил в одну фразу: «Безукоризненно соблюдать чистоту мне ничего не мешает, что скажут, то я и буду делать, если захочу».

Вот именно! Если захочет. И главная задача воспитателя — сделать так, чтобы ребенок ЗАХОТЕЛ соблюдать правила гигиены.

Четыреста искренних, честных ответов, анкет-раздумий, писем-обещаний помогли нам нащупать те «болевые точки», которые требуют особого внимания педагогов и родителей.

«Я никогда не задумывался о том, что мешает мне чистить свои ботинки, гладить брюки, мыть за собой посуду. В общем, ничего не мешает. Теперь я понял, — пишет Костя ,— что для того, чтобы все это успевать, надо соблюдать режим дня».

У нас такое же мнение: с нарушениями режима связано 30% всех причин, мешающих ребятам быть аккуратными. Неряхами становятся те, кто поздно встает, не успевая как следует умыться и позавтракать. А посему он, голодный, очень спешит в школьную столовую после третьего урока. И тут уж не до мытья рук...

Интересно сочинение Юли. «Быть аккуратным — это не только беречь каждую вещь, — размышляет девочка. — Это умение довести начатое дело до конца. Аккуратный человек бережет каждую минуту. Аккуратность в работе — половина успеха».

Вот как далеко, оказывается, могут простираться толкования чистоты, если дать ребятам подумать! И очень важно преподносить им гигиенические знания в единстве с моральными понятиями, с представлениями о положительных качествах характера, об общей культуре.

О личной гигиене мы не случайно много говорим именно с пятиклассниками. Это самый «аварийный» возраст, когда дети стремятся выскользнуть из-под опеки взрослых, но еще не обладают той силой воли, теми понятиями и представлениями, которые необходимы для самоконтроля. Многие из них не приемлют гигиенические нормы, у них еще слабо выражен рефлекс необходимости. Надо настойчиво формировать этот рефлекс, эту внутреннюю потребность!

Простое назидание, как показывает опыт, не дает эффекта. Мы стараемся научить ребят рассуждать. Как размышление вслух строится, например, беседа о кишечных инфекциях, в ходе которой лектор вместе с ребятами формирует 8 правил профилактики.

Начинается беседа с перечня неприятностей, которые принесет дизентерия школьнику, если он заболеет.

«Но обрати внимание,—говорит лектор,—неприятности грозят не только тебе, но и тем, кто с тобой рядом. Ведь уже в первый день ты можешь заразить и кого-то из товарищей в школе и родных дома... Причем ты мог, допустим, болеть легко, а тот, кто от тебя заразился, заболеет тяжело. Твою маленькую сестренку или братишку, может быть, увезут в больницу с высокой температурой и судорогами; а у другого человека, которого именно ты заразил, острая форма дизентерии может перейти в хроническую. А у третьего после дизентерии обострится язвенная болезнь. Ты уже вылечишься, забудешь свои личные неприятности, а микробы, посеянные тобой, будут еще долго делать свое злое дело...

Наконец, надо и деньги посчитать. Да, да, ведь содержание одного больного в стационаре обходится государству немало! Да взрослому еще и больничный листок оплачивается. Так набираются тысячи и тысячи, на которые можно было бы построить и оборудовать детский лагерь, или стадион, или школу. А приходится оплачивать нашу неряшливость».

Так мы расставляем акценты в наших беседах на гигиеническую тему, стараясь, чтобы ясно прозвучала социальная нота. Пятиклассник уже может и должен почувствовать свою связь с другими людьми, свою ответственность за них. Ведь под тяжестью ответственности человек совершенствуется!

Такая воспитательная работа дает свои плоды. Статистическая обработка наших наблюдений показала: если в младших классах санитарные дозоры ставят двойки и тройки за неопрятность 18% ребят, то в старших— только 2,8.

Чем старше дети, тем больше стараемся мы побуждать их к работе мысли. Методика занятий, ее разные варианты строятся с таким расчетом, чтобы максимально пробуждать социальную активность школьника, вырастить его творцом и пропагандистом здорового образа жизни.

Этой цели служили, например, анкеты-интервью «Чем ты можешь помочь своей семье завоевать звание спортивной?», «Что тебе мешает делать зарядку? Составь план самовоспитания». Однажды попросили ребят написать «Письмо курильщику». И надо сказать, что эти письма — интереснейший материал! В прошлом году начали совместно с детским кинотеатром эксперимент: организовали спор-клуб для старшеклассников. Посещают его занятия 300—400 человек. Многие ребята стесняются выступать перед такой большой аудиторией, поэтому обсуждение спорных вопросов строится на предварительном изучении их мнений, анализе анкет.

Вот как шло заседание по теме «Можно ли научиться любить и быть любимым?». Сначала—фрагмент фильма, потом — обзорный анализ заполненных заранее анонимных анкет и, наконец, беседа сексопатолога, очень интересно и тонко умеющего говорить с подростками на подобные темы.

В восьмых классах мы начинаем вести с ребятами серьезный, научно обоснованный разговор о бедах алкоголизма. Не рано ли? Вероятно, нет. Ведь борьба с вредными привычками должна начинаться не тогда, когда они уже закрепились, а тогда, когда для них только зреет почва. А по нашим данным, 36% подростков уже знают вкус вина, не испытывают к нему отвращения и даже находят в нем источник положительных эмоций.

Где происходит первое знакомство с алкоголем? Увы, чаще всего в семье, за праздничным столом, в дни рождения, при встрече Нового года.

328 опрошенных подростков, рассказали нам о том, какую позицию занимают в вопросах антиалкогольного воспитания их родители. Оказалось, что лишь немногим более половины активно воспитывают своих детей в духе абсолютной трезвости, 12% равнодушны к этой проблеме, 23 — поощряют личным примером и даже разрешают немного выпить...

Было важно выяснить, что знают о вине сами ребята. Изучение 5 тысяч анкет-интервью показало, что осведомленность восьмиклассников о вреде алкоголя невелика. Невелика и их социальная активность в борьбе с пьянством: лишь немногие показали свою готовность и заинтересованность в ней, у большинства же протест был неконкретен, а представления о формах своего личного участия в этом деле полностью отсутствовали.

Исходя из этих данных и строится наша противоалкогольная пропаганда. Мы стараемся воспитывать у подростков не только нравственный иммунитет против соблазнов алкоголя, но и желание и умение активно бороться с пьянством. Если просто рассказывать им, чем вреден алкоголь, будет похоже на дополнительный урок, воспримется, как нагрузка, от которой захочется уклониться. Надо заинтересовать!

Опробована такая, например, форма работы, как диспут под откровенным названием «Пить или не пить». На нем скрещивали шпаги рыцари трезвости и ее противники, обсуждалась «Декларация трезвости».

Устроили «Аукцион здоровья», на котором команды после самостоятельной работы со специально подобранной литературой соревновались в наиболее обстоятельных ответах на вопросы типа «Почему алкоголь называют великим обманщиком?».

С увлечением готовились ребята к турниру, включавшему задания на получение «Аттестата трезвенности», «Аттестата женственности», к «Суду над алкоголем», проходившему по всем правилам судебного заседания.

Эффективность такой работы учесть нелегко. Но если мальчики-подростки пишут в своих сочинениях: «Я хотел бы сделать так, чтобы убрать все вино и курево», «Я предлагаю больше создавать обществ трезвости, и чтобы их члены приносили клятву или присягу», — значит, посеянные зерна дают добрые всходы!

Н. В. КСЕНТИЦКАЯ, врач


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить