Главное меню

Полезно знать

Семейный ритм

 

Дом, где каждый живет, считаясь только с собственными привычками, становится похожим на вокзал: одни поезда уходят, другие приходят, кругом сутолока, и стрелки на каждой платформе показывают разное время отправления.

Конечно, при современных темпах жизни, при общей занятости не всегда легко создать единый режим для всех членов семьи, определить единый час

завтраков, обедов, ужинов, единое для всех время отдыха и работы. Коллективное время семьи не означает полного совпадения распорядка дня. Какие-то отклонения, отступления всегда возможны и даже неизбежны, но принятый в семье распорядок дня должен устраивать всех.

 Необходимо с самых ранних лет подключать и детей к участию в домашних делах. Конечно, у них свой режим, соответствующий возрасту. Но важно, чтобы он был, чтобы с самых первых недель жизни ребенок ел, гулял, спал в одни и те же часы. А став старше, знал, что нельзя приходить домой позже такого-то часа, что в выходные дни все обедают вместе, что подготовка к каким-то семейным праздникам, приему гостей обязательно требует и его участия.





Конечно, надо учитывать, что у детей свои ритмы, свои скорости.

Мы, взрослые, спешим, потому что уже с утра знаем, сколько предстоит сделать за день, у нас все спланировано. Надо и у детей развивать умение планировать, приспособляться к постоянно подгоняющему времени. И, может быть, это бы получалось у них и быстрее, если бы родители не навязывали им свой темп: «Ну что ты там возишься! Подойди, я тебя одену». И одеваем, бывает, даже школьника... Надо быть терпеливее, считаться с возрастными темпами и выравнивать их постепенно, мягко, но с неизменной настойчивостью.

Не только у детей ритмы иные, чем у взрослых, у стариков они тоже становятся не теми, что у людей молодого и зрелого возраста. В силу изменений нервно-психических процессов старики более медлительны, чужая торопливость их нервирует, раздражает.

Синхронизация ритмов — дело сложное, недаром же говорят, что нет ничего хуже, чем ждать и догонять.

Кстати, и к этому люди относятся по-разному. Меланхоличному, медлительному легче ждать, а порывистому, темпераментному—догонять.

Лучше всего вырабатывается единый ритм, когда делают вместе что-то по дому, на садовом участке, когда родители вместе с детьми мастерят, шьют, занимаются спортом, отправляются в туристский поход.

Психологам известен феномен: при коллективном труде создается как бы дополнительная энергия—люди, работающие вместе, способны сделать больше, чем они сделали бы, работая каждый в одиночку. Это перекрестное влияние не только увеличивает работоспособность, но и улучшает взаимопонимание, создает бодрое, хорошее настроение.

Иногда, чтобы можно было потом быть вместе, надо поспешить что-то сделать одному. Это особенно относится к детям—они любят вечером быть возле родителей. И надо приучить ребенка: хочешь быть с папой и мамой вечером, успей к их приходу сделать свои дела—наведи порядок в уголке с игрушками, выполни поручения, которые тебе дали, приготовь уроки!

Подростки, наоборот, стремятся меньше быть дома: общество сверстников интересует их больше, чем общество домашних. И именно в тех семьях, где и взрослые мало бывают вместе, где не сумели организовать какие-то общие занятия и развлечения, встает сложная проблема: подросток тяготеет к улице, становится замкнутым, неконтактным, с ним трудно общаться. Общий режим, общий ритм семьи не просто упорядочивает быт. Он сплачивает, помогает создавать прочный семейный союз со своим стилем, традициями, он делает дом притягательным и для взрослых и для детей. Вот почему так важно, чтобы стрелки семейных часов показывали для всех одно время!

М. И. СМИРНОВ, доцент


Добавить комментарий

Защитный код
Обновить