Главное меню

Полезно знать

Юность

 

Самый замечательный период жизни человека, конечно, юность. Поэты называют ее лучезарной, мятежной, прекрасной, порой надежд и грусти нежной. Да, эта пора действительно прекрасна. И счастлив тот, кто на всю жизнь сохранит о ней самые светлые воспоминания.

Медленно, постепенно растет и развивается ребенок. Много лет пройдет, прежде чем он превратится в подростка, затем в юношу и, наконец, в зрелого человека. Где же та граница, которая отделяет юношеский возраст от подросткового и от зрелого? Сможете ли вы, дорогие читатели, точно определить, когда он начинается и когда кончается? Едва ли. Даже в специальных книгах, справочниках и руководствах вы не найдете точного, одинакового ответа на этот вопрос.

И в самом деле: разве можно определенно назвать день, месяц, когда подросток превращается в юношу или юноша — в зрелого человека. Только приблизительно, условно определяются границы юношеского возраста. Пожалуй, правильнее всего связать этот возраст с наступлением половой зрелости.

Наукой давно доказано, что у ребенка и подростка рост и развитие отдельных частей тела, внутренних органов протекают неодинаково. Некоторые органы развиваются очень рано и уже с первых дней жизни функционируют почти так же, как у взрослых, продолжая расти приблизительно пропорционально увеличению веса тела. Таковы органы пищеварения, дыхания, кровообращения.





Долгий, сложный путь развития проходит высший отдел центральной нервной системы — большие полушария, составляющие основную массу головного мозга. Человек давно достиг постоянного веса и роста, завершилось функциональное развитие большинства его органов, а кора больших полушарий все еще развивается, «зреет», ее работа становится все сложнее и совершеннее.

Мозг долго развивается, но очень быстро растет. Достаточно сказать, что у новорожденного голова составляет одну четвертую часть длины тела, а у взрослого человека — одну восьмую. Иными словами, в первые дни жизни размер головы, а следовательно, и черепа по сравнению с другими частями тела очень велик. Соответственно велик и мозг новорожденного. По весу он лишь в 4 раза меньше мозга взрослого, тогда как общий вес тела ребенка примерно в 16—20 раз меньше, чем вес взрослого. Мозг подростка 10—12 лет весит почти столько же, сколько мозг зрелого человека.

Своеобразно протекает развитие половых желез: семенников у мужчин и яичников у женщин. Эти органы обладают двойной функцией. Во-первых, в них образуются половые клетки. Во-вторых, половые железы относятся к органам внутренней секреции: в них вырабатываются особые вещества — гормоны, обладающие высокой биологической активностью. Они разносятся по всему телу. Поступая в кровь в ничтожно малом количестве, гормоны оказывают влияние на жизнедеятельность всего организма в целом. Их активность избирательна: каждый гормон действует только на определенные функции.

Мужской половой гормон начинает вырабатываться уже на третьей неделе внутриутробного развития плода, а женский — несколько позднее. Рост половых желез, вначале очень интенсивный, ко второму году жизни ребенка почти приостанавливается. И только примерно к 10 годам он вновь усиливается, что сопровождается резким увеличением образования половых гормонов в организме. Так, например, за первые 10 лет жизни матка увеличивается в длину на 5—8 миллиметров, а за следующие три года — на 15—20 миллиметров.

Обильное выделение в кровь половых гормонов стимулирует развитие так называемых вторичных половых признаков, отличающих мужчину от женщины. У юношей кости становятся массивнее, мышцы развиваются и крепнут больше, чем у девушек. Особенно это заметно на плечевом поясе и верхних конечностях: тело в плечах делается шире, чем в бедрах. У девушек, наоборот, постепенно бедра становятся шире плеч. У юношей интенсивнее растет и лицевая часть черепа, черты лица укрупняются и приобретают выражение, свойственное взрослому мужчине.

Если у юношей линия тела все явственнее определяются развитием скелета и мышц, то у девушек отложение жира в подкожной клетчатке скрадывает выступы костей, форму мышц — и линии тела становятся округлыми, плавными. Повышенное образование гормонов не только половых, но и ряда других желез внутренней секреции, усиливает интенсивность обмена веществ в организме, повышает возбудимость нервной системы.

В годы юности заметно меняется и общий облик девушки и юноши. Не кокетство, не модная прическа, не ухарство и молодечество — не в этом черты женственности и мужественности. Женственность – это, прежде всего, женское достоинство, душевная мягкость, красота и отзывчивость, нежность и сдержанность. Мужественность — это и воля, и целеустремленность, готовность отдать свои силы, а если нужно, то и жизнь, ради общественного блага, это чувство товарищества, всегда внимательное, предупредительное отношение к родным, близким, к каждому человеку.

Если ребенок в своих играх подражает взрослым, если подросток твердит «я не маленький» и пытается проявить свою самостоятельность и мнимую взрослость, то лишь в годы юности постепенно и подчас незаметно приходит действительная самостоятельность, а с нею и ответственность за свои поступки, более серьезное отношение к жизни. Окружающая действительность, приобретаемые в школе знания и трудовые навыки, чтение книг и, наконец, личный жизненный опыт — все это расширяет кругозор, вызывает потребность критически оценивать то или иное явление, ведет к формированию взглядов на жизнь, мировоззрения. Человек задумывается над своим будущим. У него появляются различные интересы, увлечения техникой, литературой, наукой, искусством, тем или иным видом труда, определяются моральные устои. В эту пору складываются те черты характера, которые человек пронесет через всю свою жизнь.

Приходит день совершеннолетия, а за ним день окончания школы и получения аттестата зрелости. Заканчивается ли этим период юности? Разумеется, нет. Ни гражданское совершеннолетие и получение паспорта, ни аттестат об окончании средней школы еще не означают наступления действительной зрелости. Это еще только приближение к ней. Не прошла еще юность — возраст смелых планов и фантазий, возраст дерзаний.

У некоторых народов существует поговорка: «Юность — это опьянение без вина». Как известно, под действием алкоголя нарушается высшая нервная деятельность человека. Ему трудно рассчитать не только свои движения, но также слова и поступки. Слабеет способность правильно оценивать окружающую обстановку, принимать надлежащие решения, владеть собой.

Нередко в юношеском возрасте человек действительно уподобляется опьяненному. Еще не всегда он контролирует свои мысли и желания, порой недостаточно подчиняет свои решения и поступки велению разума. Отсюда возможность серьезных жизненных промахов и заблуждений, появление дурных привычек — озорства, грубости, пристрастия к табаку и алкоголю.

В годы юности пробуждается половой инстинкт. Это вполне естественное явление. Взаимные симпатии, влечение юноши и девушки побуждают их быть лучше, строже относиться к своему поведению, нередко способствуют расцвету сил и приливу творческой активности. Однако не надо забывать, что настоящая зрелость наступает не сразу, не в одни и те же возрастные сроки, что зависит от ряда причин (климат, социально-бытовые условия и др.). До полного созревания организма половой жизни не должно быть. Преждевременные половые сношения ослабляют организм, особенно его нервную систему. Ранняя беременность вредна и для матери, и для плода: она расшатывает здоровье молодой женщины, вызывает преждевременное старение. Да и духовно юные родители еще не созрели для выполнения серьезной, ответственной задачи воспитывать детей.

Воздержание полезно, ибо сохраняет силы, энергию, необходимые для завершения полного, всестороннего развития человека, для того чтобы он вступил полноценным в период истинной зрелости. Нормально развивающемуся, здоровому физически и психически молодому человеку несвойственно неодолимое половое влечение. Оно чаще всего оказывается плодом либо болезненной возбудимости и психической неуравновешенности, либо ограниченности жизненных интересов и культурных запросов, моральной неустойчивости.

В эпоху построения коммунистического общества больше чем когда-либо жизнь требует от каждого человека всестороннего, гармоничного развития, целеустремленности, общественной активности и большой культуры. Эти качества, основы которых должны закладываться с детских лет, именно в юношеском возрасте развиваются и закрепляются. Учеба и труд должны сочетаться с культурными запросами и активным интересом к самым разнообразным явлениям общественной жизни. Такому расширению кругозора способствуют окружение человека в семье, школе, чтение научно-популярной литературы, современных и классических произведений, изобразительное искусство, музыка, художественная самодеятельность, участие в общественной жизни, туристические походы, физическая культура и спорт.

Спортсменом становиться не обязательно, Но с юных лет каждый обязан быть физически хорошо развитым. Ни один день не должен начинаться без утренней зарядки. А как увлекательны могут быть прогулки, походы, занятия теми или иными видами спорта (например, коньки, лыжи — зимой, плавание, волейбол, городки, теннис — летом). Спорт не только укрепляет организм, но и способствует развитию чувства товарищества, ответственности перед коллективом за свое поведение, воспитывает волю, упорство в достижении цели.

Юношеству свойственно переоценивать свои силы — как умственные, так и физические. Вспомните, А. М. Горький в своей автобиографической трилогии упоминал о глупом молодечестве подростков, которые из зависти к силе взрослых берутся за то, к чему у них нет еще сил. Горький писал, что он тоже делал это в прямом и переносном смысле, физически и духовно, и только благодаря какой-то случайности не надорвался насмерть, не изуродовал себя на всю жизнь. Именно в эти годы — в подростковом и юношеском возрасте— перенапряжение в умственной работе, в спортивных занятиях чревато очень серьезными последствиями.

Известно, что показатели координации движений у ребенка и взрослого человека неодинаковы. Быстрота их выполнения приходит к подростку примерно к 14 годам. Значительно позднее (у юношей к 18—22 годам) заканчивается развитие мышечной силы. Дальнейшее совершенствование всех этих показателей зависит от специальной тренировки.

Не надо забывать, что есть еще одно свойство организма человека, которое развивается очень медленно, постепенно — это выносливость. Подросток может быстро бегать, но долго бежать он не в состоянии. Выносливость продолжает увеличиваться по крайней мере до 35—40 лет, когда силы и скорость движений уже пошли на убыль. Не случайно на международных соревнованиях чаще всего возраст лучших бегунов на короткие дистанции (100 или 200 метров) лишь 21—23 года, а на самые длинные (марафонский бег — 42 километра) — 30—36 лет.

В юношеском возрасте выносливость еще очень невелика. Это объясняется тем, что клетки центральной нервной системы, которая ведает всеми функциями организма, неспособны к длительному возбуждению и легко переходят в состояние торможения. Недостаточно устойчива и работа сердца. Вот почему соревнования в беге и в лыжных гонках допустимы в этом возрасте только на короткие дистанции (в беге на 100 метров, на лыжах —1000—2000 метров). Интенсивная тренировка на выносливость нередко ведет к непоправимым нарушениям сердечной деятельности.

Юноша и девушка, систематически тренируя свою мускулатуру, свою нервную систему, свой ум и волю, могут достичь высоких результатов. Но все это при условии соблюдения правильного режима. Труд физический и умственный должен чередоваться с активным отдыхом, спортом, достаточным сном и правильным питанием. Бессонные ночи, вино, табак, половые излишества, азартные игры истощают нервную систему и весь организм, снижают нравственные качества человека.

Каждому свойственно стремиться к радостной и красивой жизни. Однако по-разному можно понимать радость и красоту. Нередко о достоинствах человека можно судить по тому, в чем он видит истинную радость. Радость может быть маленькой, личной, эгоистичной. Ее доставляет вкусный обед, модная прическа, новый костюм. Но есть и другая, высшая радость. Первые проблески такой радости обнаруживаются уже у большинства детей. Это радость участия в труде взрослых, радость познания мира, товарищества, добрых дел. Воспитание этой радости пробуждает драгоценные человеческие качества — целеустремленную волю, творческую инициативу, заботу не только о личном, но и общественном благе, способность к самопожертвованию ради другого человека, ради общества. И если такая радость превращается в потребность, человек приобретает ту внутреннюю, душевную красоту, которая должна быть обязательной для истинного гражданина коммунистического общества.

Высшая радость и красота жизни — это, прежде всего красота творческого труда, красота отношений между людьми и, в частности, отношений между мужчиной и женщиной.


Похожие материалы:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Встраиваемая кофемашина електролюкс в Туле electrolux ehf 6547 xok купить встраиваемая.